ИНТЕРАКТИВНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно. 

details-images

 БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 

После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло. 

 ПЕЧКА КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 

Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель. 

 ПОМПА И ТЕРМОСТАТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ 

Мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции  охлаждающей жидкости. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это  насос, который приводится в движение  двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза. 

Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве охлаждающей жидкости и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве;  достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается. 

 РАДИАТОР И РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ 

Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором. 

Вентилятор работает на всасывание, чтобы не препятствовать встречному потоку воздуха. 
Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок. 

Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой. 

Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить: 

• течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка; 
Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расширительного бачка 

• перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель. 

 Не производить никаких действий пока система не остыла. 
Основные причины – вытекла вся охлаждающей жидкости в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа. 

• плохо работает печка – дует холодным воздухом; 
Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.